Государственные учреждения


Зачем они нужны государству, какими бывают

и чем полезны для общества

Время чтения: 15 минут

Нормальное функционирование общества невозможно без развитого здравоохранения, образования, общественной безопасности, культуры и досуга. Чтобы обеспечивать работу разных сфер общественной жизни и эффективно оказывать населению необходимые услуги, государством создаются государственные учреждения.

Все государственные учреждения делятся на 3 типа. То, к какому типу относится учреждение, определяет его структуру, управление и финансирование. Таким образом, выделяют:
  • 1
    Казенные учреждения
    Деятельность регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации.
  • 2
    Бюджетные учреждения
    Деятельность регламентируется статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • 3
    Автономные учреждения
    Деятельность регламентируется статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Могут действовать только в рамках разрешенных сфер: наука, соцзащита, образование, здравоохранение, СМИ, культура, занятость населения, спорт и другие области, предусмотренные федеральными законами.

Главные отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений

Основные отличия трех типов учреждений заключаются в их праве распоряжаться собственностью, источниках финансирования и получения дохода, структуре управления, форме отчетности перед учредителем. Рассмотрим подробнее эти особенности.

Имущество и собственность

  • Казенные учреждения
    • Имущество находится в государственной собственности, закрепляется на праве оперативного управления.
    • Не могут распоряжаться любым имуществом без согласия собственника.
    • Предоставляют бюджетную отчетность.
  • Бюджетные учреждения
    • Имущество находится в государственной собственности, закрепляется на праве оперативного управления.
    • Недвижимое и особо ценное движимое имущество, которое выделил собственник — не могут распоряжаться самостоятельно. Другое имущество — могут распоряжаться без согласия собственника.
    • Предоставляют бухгалтерскую отчетность.
  • Автономные учреждения
    • Имущество находится в государственной собственности, закрепляется на праве оперативного управления.
    • Недвижимое и особо ценное движимое имущество, которое выделил собственник — не могут распоряжаться самостоятельно. Другое имущество — могут распоряжаться без согласия собственника.
    • Предоставляют бухгалтерскую отчетность.
Важно
Во всех трех случаях собственник может изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению свое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное учреждением за счет выделенных ему собственником средств.

Финансирование и доход

  • Казенные учреждения
    • Для финансирования используют бюджетную смету с лимитным количеством средств. Превышать смету учреждение не может.
    • Другие виды финансирования использовать нельзя.
    • Могут получать доход от своей деятельности, если это соответствует целям работы учреждения. Выручка полностью отправляется в доход бюджета.
    • Поступление средств возможно только через лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовых органах региона РФ.
  • Бюджетные учреждения
    • Объем финансирования зависит от объема государственного задания и утвержденных нормативных затрат учреждения. Бюджетные средства выделяются в виде субсидий.
    • Могут использовать другие источники финансирования: получение инвестиций в капитальное строительство, осуществление полномочий госзаказчика.
    • Могут получать доход от приносящей доход деятельности, если это соответствует целям работы учреждения. Выручка остается в распоряжении учреждения.
    • Поступление средств возможно только через лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовых органах региона РФ.
  • Автономные учреждения
    • Объем финансирования зависит от объема государственного задания и утвержденных нормативных затрат учреждения. Бюджетные средства выделяются в виде субсидий.
    • Могут использовать другие источники финансирования: получение инвестиций в капитальное строительство, осуществление полномочий госзаказчика.
    • Могут получать доход от приносящей доход деятельности, если это соответствует целям работы учреждения. Выручка остается в распоряжении учреждения.
    • Могут также открывать счета в кредитных организациях.

Руководство и управление

  • Казенные учреждения
    • Единолично руководитель учреждения. В случаях, предусмотренных федеральными законами и уставом Учреждения, может быть предусмотрено формирование иных органов управления Учреждением.
    • Структуру и штатное расписание руководитель утверждает в соответствии по согласованию с учредителем.
  • Бюджетные учреждения
    • Единолично руководитель учреждения. В случаях, предусмотренных федеральными законами и уставом Учреждения, может быть предусмотрено формирование иных органов управления Учреждением.
    • Структуру и штатное расписание руководитель утверждает самостоятельно.
  • Автономные учреждения
    • Наблюдательный совет, руководитель учреждения, и другие предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы.
    • Структуру и штатное расписание руководитель утверждает самостоятельно.

Право учреждать другие юридические лица

  • Казенные учреждения
    • Не вправе выступать учредителем или участником юридических лиц.
  • Бюджетные учреждения
    • Могут выступать учредителем или участником юридических лиц.
  • Автономные учреждения
    • Могут выступать учредителем или участником юридических лиц.

Закупки и налоги

  • Казенные учреждения
    • Руководствуется только положениями №44-ФЗ.
    • Не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
  • Бюджетные учреждения
    • Руководствуется положениями №44-ФЗ или №223-ФЗ, если закупка осуществляется за счет внебюджетных средств.
    • Не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
  • Автономные учреждения
    • Руководствуется положениями №223-ФЗ.
    • Вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Важно
Функции органа исполнительной власти, например ДТСЗН города Москвы могут исполнять не все типы госучреждений. Такими полномочиями могут быть наделены только казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения функции ДТСЗН города Москвы исполнять не могут.
Подведем итог

Все три типа учреждений — некоммерческие организации. Однако они отличаются друг от друга по целям создания, способам получать и тратить средства.

Казенные учреждения сильнее всего зависят от своего учредителя — можно сказать, что именно учредитель определяет каждый их шаг. Главная особенность учреждений такого типа заключается в том, что они фактически выполняют функции государственных органов. Все средства от приносящей доход деятельности такое учреждение обязано передавать в государственный бюджет.

Бюджетные учреждения имеют больше самостоятельности по сравнению с казенными. В зависимости от объема государственного задания таким учреждениям выделяется субсидия. Но БУ сами решают, на что конкретно ее потратить — главное, чтобы эти траты в итоге способствовали выполнению государственного задания. В противном случае это будет расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Автономные учреждения наиболее самостоятельны из всех типов. Они могут брать деньги в кредит, самостоятельно определяют процедуру, способ и сроки закупок, имеют право применять упрощенную систему налогообложения. Автономные учреждения не должны согласовывать свои действия с государственным или муниципальным органом: при каждом из них создан наблюдательный совет, который и дает разрешение на все крупные сделки.