Управление командой

руководителей

Время чтения: 15 минут

Управление командой руководителей — тонкий процесс, об особенностях которого редко задумываются заранее. С одной стороны, управленческий цикл почти не меняется от того, кем именно управляет руководитель. С другой стороны, когда команда состоит из самих руководителей, в процессе управления появляются важные нюансы. Поговорим об основных ошибках в управлении командой руководителей и о том, как их избежать.

Три уровня управления командой

Более 100 лет назад французский исследователь менеджмента Анри Файоль выделил три уровня управления командой, которые актуальны до сих пор. Каждый из них характеризуется особой спецификой задач, их сложностью и скоростью принятия решений.
  • 1
    Стратегический. На этом уровне вырабатываются управленческие решения, которые нацелены на достижение долгосрочных стратегических целей организации сроком более 5 лет.
  • 2
    Тактический. На этом уровне решаются задачи, которые конкретизируют информацию, подготовленную на стратегическом уровне.
  • 3
    Операционный. На этом уровне выполняются многократно повторяющиеся задачи и операции, которые обеспечивают текущую деятельность организации.
Таким образом, чем выше уровень управления, тем более сложные задачи решаются и тем больше времени требуется для принятия решений. При этом на стратегическом уровне результат решений часто отложен на несколько лет, и руководитель может не застать его, находясь на текущей должности. Чтобы быстрее увидеть эффект от своей работы, руководители зачастую спускаются на тактический или даже операционный уровень управления ― это является серьезной управленческой ошибкой.
Как вы думаете, к каким уровням управления относятся эти задачи?
Ответить на вопрос
Определение ценовой политики компании и политики по работе с партнерами
Дальше
Дальше
Дальше
Составление коммерческого предложения для партнеров компании
Дальше
Дальше
Дальше
Разработка регламента для определения правил составления коммерческих предложений для партнеров компании
Дальше
Дальше
Дальше
Фактически, каждая задача относится к одной и той же сфере деятельности организации: работе с партнерами. При этом уровень задач и ответственности на каждом уровне абсолютно разный.
Попробовать еще раз
Фактически, каждая задача относится к одной и той же сфере деятельности организации: работе с партнерами. При этом уровень задач и ответственности на каждом уровне абсолютно разный.
Попробовать еще раз
Фактически, каждая задача относится к одной и той же сфере деятельности организации: работе с партнерами. При этом уровень задач и ответственности на каждом уровне абсолютно разный.
Попробовать еще раз

Особенности топ-команд

  • Управление внешней средой
    Команда руководителей работает на границе внешней среды и организации. Топ-менеджеры должны видеть тренды и вызовы этой среды, реагировать на них, выстраивать отношения с конкурентами и партнерами.
  • Повышенная заметность для других
    Топ-менеджеры — представители организации как для внутренней, так и для внешней аудитории. Такая позиция задает определенные нормы поведения руководителя.
  • Преобладание политического поведения
    Каждый топ-менеджер наделен определенной властью, поэтому его задача — грамотно ей распоряжаться и влиять на поведение подчиненных.
  • Предельная сложность задач
    Цели и задачи топ-команд часто гораздо менее четкие и определенные, чем в командах уровнями ниже.
  • Состав команды
    Команда руководителей состоит из людей с повышенной мотивацией власти и высокими управленческими навыками. Каждый член команды — профессионал в своем направлении, которому важно признание.

Теорема Эшби

В середине XX века английский психиатр и исследователь сложных систем Уильям Эшби сформулировал важный принцип: управляющая система не должна уступать в разнообразии управляемой. Это значит, что для управления людьми руководитель должен быть более компетентным, чем его подчиненные.
Важно

Каждый член команды топ-менеджеров — высококвалифицированный специалист в своем направлении (бухгалтерия, техническое обеспечение, юриспруденция и прочее). Конечно, руководитель такой команды не может быть профессионалом во всех областях. Но крайне важно, чтобы он обладал более высокими управленческими навыками, чем его подчиненные, и был более опытным менеджером.

Ключевые сложности управления командой руководителей

Частые ошибки руководителей топ-команд

  1. Отказываться от формулировки согласованной цели работы. Если цель работы команды не определена, то и смысл работать сообща пропадает.
  2. Пренебрегать четким планом действий. Команда живет в состоянии «здесь и сейчас» и не видит прогресса. План должен быть разработан хотя бы на ближайший год.
  3. Распылять ответственность. Одна задача, поставленная на несколько человек, повышает уровень конкуренции и создает «серые» зоны ответственности.
  4. Неверно определять критерии оценки эффективности. KPI должны быть сформулированы на основании конкретных показателей, реально отражать результаты работы и соответствовать уровню задач. Неверные KPI могут создавать иллюзию успешной работы при том, что на самом деле от нее не будет реального эффекта.
  5. Заниматься микроменеджментом. Руководитель не должен решать текущие вопросы в работе своих подчиненных, его задача — заниматься планированием на стратегическом уровне.
  6. Держать команду в постоянном тонусе. Для того, чтобы сотрудники эффективно работали, они не должны находится в постоянном напряжении — это приводит к быстрому эмоциональному выгоранию. Команда должна находиться в нормальном состоянии, но быстро приходить в тонус при необходимости.
  7. Поддаваться лести. Чем выше уровень руководителя, тем ему проще поддаться лести со стороны подчиненных и поверить в абсолютную истинность своих решений. На любой позиции нужно всегда сохранять умеренную самооценку.
  8. Путать лояльность и преданность. Лояльный сотрудник полностью принимает правила системы и играет по ним вне зависимости от конечного результата. Он ставит отношения с руководителем выше идеи. Преданный сотрудник, напротив, ставит идею выше правил системы и готов идти против них ради достижения результата. Таким образом, лояльность системе легко покупается, а преданность идее поможет достичь истинной цели организации.

Теория командных ролей Белбина

В 1970-х годах доктор психологических наук Рэймонд Белбин провел исследование работы в командах и выделил 9 ролей, которые склонны играть люди в зависимости от своих психологических особенностей. Чем разнообразнее количество ролей в команде, тем эффективнее она работает.

Все роли делятся на 3 группы:
  1. Интеллектуальные обеспечивают разработку идей для старта работы команды.
  2. Социальные обеспечивают взаимодействие между членами команды.
  3. Роли действия обеспечивают реализацию идей членами команды.
Как вы думаете, к каким группам относятся роли людей в команде? Распределите командные роли по соответствующим группам
Ответить на вопрос
Как вы думаете, к какой группе относятся роли: душа команды, исследователь ресурсов, координатор
Неверно. Самые интеллектуальные члены команды редко становятся душой коллектива!
Да! Эти люди ― харизматичные и популярные члены команды, хорошие организаторы, дипломаты и переговорщики.
Нет. Эти люди заряжают всю команду позитивом, но мотивировать людей для работы ― задача других членов коллектива.
Дальше
Дальше
Дальше
Как вы думаете, к какой группе относятся роли: генератор идей, аналитик-стратег, специалист
Верно! Самые проницательные члены команды с высокой экспертностью, которые обеспечивают работу коллектива свежими идеями и решениями.
Нет. Самым умным членам команды бывает трудно выстроить хорошие отношения с остальным коллективом.
Неверно. Часто тому, кто может придумать хорошую идею, сложно приступить к ее реализации.
Дальше
Дальше
Дальше
Как вы думаете, к какой группе относятся роли: мотиватор, реализатор, контролер
Неверно. Часто тому, кто может придумать хорошую идею, сложно приступить к ее реализации.
Нет. Эти люди заряжают всю команду позитивом, но мотивировать людей для работы ― задача других членов коллектива.
Да! Энергичные, трудолюбивые и добросовестные исполнители, которые могут реализовать идеи, придуманные интеллектуалами.
Дальше
Дальше
Дальше
Скоро вы станете отличным руководителем топ-команд! Попробуйте ответить на вопросы еще раз.
Попробовать еще раз
Почти правильно! Чтобы стать лучшим руководителем топ-команд, попробуйте ответить на вопросы еще раз.
Попробовать еще раз
Вы отличный руководитель топ-команд и хорошо разбираетесь во всех командных ролях!
Попробовать еще раз

Как повысить эффективность управления командой руководителей

  1. Создать общее информационное пространство — регулярные планерки, общий чаты и прочее. Важно не просто запустить процесс общей коммуникации, но и постоянно способствовать общению, задавать его тон и нормы.
  2. Организовать обсуждение целей и вовлекать членов команды в их формулирование.
  3. Регулярно прорабатывать бизнес-процессы и способы эффективной организации работы.
  4. Выстраивать культуру совместного обсуждения проблем и вопросов. Работать с собственным восприятием критики, стремиться к конструктивной реакции на обратную связь от коллег.
Интересно

Самая оптимальная для управления команда состоит из 7 человек +/- 2 человека. Это наиболее эффективное число контактов для того, чтобы держать коммуникацию с каждым членом команды под контролем. При этом самое оптимальное гендерное соотношение в команде — 60% мужчин, 40% женщин. Так среди мужской части коллектива не возникает повышенной конкуренции, а женская часть получает высокую значимость.
Несмотря на большое количество тонкостей в процессе управления топ-командами, наиболее важная компетенция руководителя — соблюдать управленческую этику. Ее главные правила такие:
  • Нельзя вмешиваться в работу руководителя низшего звена, отменять и изменять его решения при подчиненных. Вместо этого, напротив — привлекайте руководителей к принятию общих решений.
  • Ни в коем случае в присутствии коллектива нельзя плохо отзываться о руководителе и обсуждать его работу с подчиненными. Публично выражайте благодарность за результаты, а ошибки обсуждайте с глазу на глаз.
  • Формируйте систему признания, развития и стимулирования руководителей низшего звена, не сохраняйте для них статус-кво слишком долго.

Золотое управленческое правило: подчиненные ваших подчиненных — не ваши подчиненные.