Становление социального государства

в России

История возникновения и современные особенности институтов социальной защиты

Время чтения: 15 минут

Проблема социальной справедливости — одна из наиболее фундаментальных в истории человечества. Социальное неравенство является неотъемлемым атрибутом любого общества, и ни одному правительству еще не удалось полностью его преодолеть. В связи с этим важнейшая задача государства — минимизировать последствия неравенства
и не допустить его катастрофических масштабов.

Историческое развитие концепции социального государства


Теоретические основы концепции

В эпоху античности проблему социальной справедливости переосмысливал философ Платон в труде «Государство».
В Новое время появилось целое направление социально-политической мысли — утопический социализм, названное
в честь «Утопии» Томаса Мора, произведения об идеальном обществе, в котором царит абсолютное равенство. Эти идеи
в разные годы развивали Томмазо Кампанелла, Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Николай Чернышевский.

Впервые сформулировал понятие «социальное государство» немецкий философ Лоренц Фон Штейн в 1850 году.
На примере Великой Французской революции он исследовал явление социальной несправедливости и пришел
к следующим выводам: королевская власть игнорировала высочайший уровень неравенства, существовавший
во французском обществе того времени, и не заметила назревающего социального взрыва. Это и стало причиной кровопролития. Согласно теории фон Штейна, другие революции происходят по такому же сценарию, поэтому государство всегда должно быть социально ориентированным для обеспечения внутренней стабильности. Так, главный смысл социального государства — обязанность способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан.

Практическая реализация концепции

В период холодной войны и гонки вооружений для западного мира появилась угроза усиления коммунистических идей, которые указывали на пагубные черты капиталистической системы. Чтобы не спровоцировать рост общественного недовольства, США, Европа и Азия разработали свои формы организации социального государства.

Современные модели социального государства

  • 1
    Скандинавская (европейская)
    Возникла в 1951 году по инициативе социал-демократической партии Швеции. Ключевую роль в социальном обеспечении отводит государству. Правительство перераспределяет ресурсы граждан, основываясь
    на принципах социальной солидарности, и регулирует значимые сферы общественной жизни (образование, здравоохранение). Для этого государство имеет крепкую материальную базу, которая формируется за счет очень высокой налоговой нагрузки на производства. Ответственность по социальному уходу за гражданами переходит от семьи к публичным службам. Это положительно сказывается на жизни инвалидов и пожилых людей,
    но чревато перегибами в вопросах материнства и детства.
  • 2
    Американская
    Возникла в 1962 году при президентстве Линдона Джонсона. Подразумевает активность не только государства, но и частных структур. Социально-медицинское страхование широко применяется через работодателей и частные компании. Эта особенность призвана мотивировать всех граждан иметь работу. Большое внимание уделяет доступности получения образования и повышения квалификации для улучшения уровня жизни.
  • 3
    Арабская
    Возникла в 1971 году в ОАЭ и распространилась по другим странам юго-восточной Азии. Основной акцент — на инвестициях в человеческий капитал (развитие медицины, образования). Активное развитие сферы строительства жилья. Доступность социальных благ только для коренных граждан страны.
Все перечисленные страны сохраняют высокие темпы социально-экономического развития на протяжении последних десятилетий. Им удалось создать эффективные системы социального обеспечения граждан, которые, к тому же, стимулируют население развиваться и работать на благо своей страны.
Это интересно

Сегодня в западной политической мысли обсуждается идея безусловного базового дохода. Он предполагает регулярные выплаты каждому члену общества или определенной социальной группы. Для получения денег
не нужно выполнять никаких работ — это безвозмездная помощь от государства. Эксперимент с введением безусловного базового дохода проводился в Ирландии, Кении, США, Канаде и Финляндии. Сторонники концепции ББД считают, что он способствует достижению свободы человека и общественной справедливости, повышает социальную защищенность человека, обеспечивает людей доходом в случае потере работы при автоматизации производств. Противники концепции полагают, что такая мера ведет к дестимулированию трудовой активности населения и становится непосильным бременем для любой страны мира даже с самым высоким уровнем экономического развития.

Развитие социального государства в России


Предпосылки возникновения социальной защиты до революции

До Октябрьской революции работа социальных учреждений в России носила разрозненный, несистемный характер. Первым на проблему социального обеспечения обратил внимание Петр I. В 1703 году по его указу в Москве начали строить работный дом — приют для бездомных и малоимущих людей, которые могли зарабатывать на жизнь рукоделием или другим ремеслом. С 1712 году в каждой губернии создавались специальные госпитали для тех, кто не имел возможности работать из-за возраста или увечий. Петр также обратил внимание на проблему сиротства и в 1715 году издал указ «О сделании в городах при церквах гошпиталей для приему и содержания незаконнорождаемых детей».

Улучшила работу учреждений социальной защиты Екатерина II. Она ввела ранжированный подход к оказанию помощи: в домах презрения ее могли получить только те, кто объективно не имел возможности сам себя обеспечить.
Тех же, кто был здоров, но сознательно уклонялся от труда, наказывали. В 1764 году по указу императрицы открылся Московский воспитательный дом и одновременно был учрежден Московский родильный госпиталь для бедных женщин, которым помогали с родами и заботой о ребенке.

После длительного перерыва проблематика социальной защиты снова приобрела актуальность в связи с отменой крепостного права в 1861 году. Помещики больше не имели интереса заботиться о крестьянах, которые раньше обеспечивали их доход. Важной задачей государства стало оказать поддержку тем, кто теперь не мог ее получать. Земская реформа Александра II усилила органы общинного самоуправления в деревнях, которые стали заниматься организацией помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение в период СССР

Однако дисбаланс в командно-плановой экономике сыграл разрушительную роль для системы советского государства и привел к масштабному кризису 1980-1990-х годов. При этом вместе с негативными факторами после падения Союза были утеряны и многие социальные блага.

Основные факторы, мешавшие развитию социального государства

в 1990-е годы

  1. Накопившиеся диспропорции в экономике. Большинство предприятий не могли приспособиться к новым рыночным условиям, перерабатывающий сектор экономики был заброшен, произошла полная переориентация на экспорт сырья.
  2. Развал инфраструктуры социальной сферы страны после уничтожения материальной базы экономики. Особенно острой проблема была в системах здравоохранения и обеспечения граждан жильем.
  3. Идеология «шоковой» рыночной перестройки. Власти игнорировали негативные факторы экономики и исключали проблемы социальной сферы из фокуса своего внимания.

Позитивные тенденции в развитии социального государства

в России в XXI веке

  • Активизировался диалог власти и населения
    Люди получили возможность реально влиять на процесс принятия решений в области социальной политики. В публичное поле все чаще выносятся проблемы инвалидов, пожилых людей, женщин, детей, оказавшихся
    в ситуации риска.
  • Развитие конкуренции
    и кооперации в сфере социальных услуг
    Расширили деятельность организации, которые сами оказывают социальную помощь: НКО, волонтерские движения. Вместе с государственными органами они разделяют сложную работу по оказанию социальной поддержки.
  • Гуманизация государственных сервисов
    Работники социальных служб стали расширять свои компетенции не только в сторону практических методов социальной помощи,
    но и в сторону внимания к вопросам прав человека. Формируется человекоориентированный подход
    к работе государственных структур.
В то же время сегодня в работе российских органов социального обеспечения наблюдаются некоторые проблемные моменты:

  1. Слабая опора на достижения науки при принятии решений. Многие решения в российском государственном управлении все еще принимаются интуитивно, без опоры на теоретическую базу и без учета глубоких системных взаимосвязей. Так складывается «ручное» управление процессами. Предпочтение должно отдаваться рациональному, научно обоснованному принятию решений.
  2. Сохранение устаревшей идеологии общей организации социальной работы. В России до сих пор используются термины «благополучные» и «неблагополучные» группы граждан, что подразумевает перекладывание на них самих всей ответственности за свое социальное положение. Также элемент стигматизации несут термины «полные» и «неполные» семьи. Важно поменять устаревшие черты работы социальных органов, чтобы сохранять высокое качество социальных услуг.