Основы федерализма в России

История становления, особенности и структура федеративной системы государственного управления

Время чтения: 15 минут

Понимание основ федеративной системы государственного управления необходимо для успешной работы социальной сферы — важнейшего компонента жизни российского общества. В каждом субъекте страны существуют собственные институты, которые отвечают на специфические запросы населения и в то же время регулируются из единого федерального центра. В связи с этим необходимо изучить исторический процесс формирования федеративных отношений, основные принципы современного федерализма и порядок распределения полномочий центральной
и региональных властей.

Исторические вехи становления федерализма в России

Это интересно

С принятием Конституции РСФСР бывшие губернии Российской империи были преобразованы в разные новые типы государственных образований. Так, регионы с преобладанием русского населения получили статус областей (Ленинградская область). Территории, где титульный этнос был другим, стали автономными республиками (Башкирская АССР). Также появились автономные области национальные регионы без развитой экономики. Как правило, такие территории входили в состав другой области, а целый регион получал статус края (например, Адыгейская АО в составе Краснодарского края). К 1940-м годам появились и автономные округа (Корякский АО
в составе Камчатской области). В итоге под контролем РСФСР осталась почти вся территория бывшей Российской империи. Те регионы, в которых исторически особенно острой была проблема межэтнических отношений, получили суверенитет и впоследствии стали отдельными социалистическими республиками.
Это интересно

В период правления Иосифа Сталина «мягкая» федерация фактически трансформировалась в унитарное государство под единой властью коммунистической партии. Союзный центр в Москве сосредоточил в своих руках все рычаги экономического, политического и культурного влияния на регионы, лишая их автономии. При этом в Конституциях 1936 года и 1977 года положения о федеративном устройстве сохранялись. Таким образом, СССР повторил ошибку Российской империи: межнациональным отношениям уделялось все меньше внимания, регионы не имели самостоятельности. Эти факторы в сочетании с усилением дисбаланса в командно-плановой экономике стали причиной масштабного системного кризиса 1980-1990-х годов.

Основные черты современной модели российского федерализма

Российская Федерация стала самой уникальной в мире по размерам государства, числу регионов и разнообразию типов субъектов: 24 республики, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 48 областей, 3 города федерального значения — всего 6 типов субъектов, сформированных по национальному и территориальному признаку.

Сегодня российский федерализм существует на базе трех принципов:
  • 1
    Территориальная целостность
    Конституция РФ не предусматривает одностороннего выхода субъекта из состава федерации, а любое заявление об этом расценивается как нарушение государственной целостности. Таким образом, у регионов России полностью отсутствует право на сецессию. Такой же запрет существует во всех других федерациях мира.
  • 2
    Учет исторических особенностей
    Несмотря на четкие меры по обеспечению единства страны, учитывается многообразие ее регионов. Россия — ассиметричная федерация с шестью типами субъектов. Такое разнообразие позволяет обеспечивать высокую эффективность управления, конкуренцию и кооперацию регионов.
  • 3
    Высокий уровень централизации
    Обусловлен внутренними и внешними вызовами России, делает возможным сохранение территориальной целостности при многообразии регионов. В то же время центральная власть способна учитывать опыт прошлых десятилетий и подстраиваться под новые тенденции в политических процессах. Например, когда в 2000-х годах создавалась вертикаль власти, были отменены выборы глав регионов. Теперь же регионы снова имеют возможность самостоятельно выбирать высшее должностное лицо.

Разделение полномочий центра и регионов


Компетенции центральной власти

  • Таможенное регулирование


    Любое государство обладает единой территорией, а значит — единой границей и единой таможней
  • Представительство в международных отношениях

    Федерация выступает
    на международных площадках
    как единое государство
  • Оборона и безопасность.


    Федеральный центр защищает государственный суверенитет
    и территориальную целостность
    всей страны
  • Установление единых стандартов производства продукции

    Почти 60% территории РФ находится в неблагоприятных климатических зонах. В связи с этим регионам трудно самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми продуктами и услугами самостоятельно
  • Построение единой энергетической
    системы

    Система энергообеспечения в России имеет наиболее высокую централизацию в мире также по причине сложных климатических условий большинства регионов

Компетенции региональных властей

  • Изменение границ
    муниципальных районов

  • Взимание местных налогов


  • Организация местного самоуправления

  • Принятие региональных бюджетов

  • Распоряжение собственностью субъекта

Фактически основная задача региональных властей — обеспечивать нормальную жизнедеятельность населения на своей территории.

Федерализм в России — явление со сложной историей. Сегодня важно понимать специфику этой многообразной системы, чтобы осознавать свой регион, свою организацию и себя как гражданина ее составной частью. Только в этом случае все элементы государственной системы смогут работать на достижение главной цели государственного управления –— достойное существование каждого человека.