Межведомственное взаимодействие в социальной сфере

Как происходит взаимодействие между ведомствами и чем оно помогает эффективному управлению социальной сферой

Время чтения: 10 минут

Межведомственное взаимодействие важнейшее условие эффективной деятельности органов социальной защиты населения и организаций социального обслуживания. Этот феномен отражает особую специфику социальной защиты — стремление охватить проблематику человека целиком, во всех сферах его жизнедеятельности.

Взаимодействие между ведомствами в социальной сфере происходит на основе регламента межведомственного взаимодействия, введенного статьей 28 Федерального закона №442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации». Регламент межведомственного взаимодействия определяет:
  1. Перечень органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих межведомственное взаимодействие;
  2. Виды деятельности, которую осуществляют органы государственной власти субъекта РФ;
  3. Порядок и формы межведомственного взаимодействия;
  4. Требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией;
  5. Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, порядок привлечения организаций к его осуществлению;
  6. Порядок оценки результатов межведомственного взаимодействия.

В статье 22 №442-ФЗ также дается определение социального сопровождения — содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, напрямую связанного с межведомственным взаимодействием.
Согласно федеральному законодательству оно является дополнением или альтернативной социальному обслуживанию и не относится к видам социальных услуг.

Межведомственное взаимодействие в Москве: особенности и примеры

Для регулирования межведомственного взаимодействия в Москве действует особый регламент, представленный в Постановлении Правительства Москвы №829 от 26 декабря 2014 г. «О социальном обслуживании граждан в городе Москве». Согласно регламенту, участниками межведомственного взаимодействия в Москве являются:
  • Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы;
  • Департамент здравоохранения города Москвы;
  • Департамент образования и науки города Москвы;
  • Департамент культуры города Москвы;
  • Департамент спорта города Москвы;
  • Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы;
  • Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве;
  • Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве;
  • Управление Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве;
  • Территориальное отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области:
  • Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве».

Эти ведомства взаимодействуют друг с другом в различных сферах жизни общества:
  1. Здравоохранение. Взаимодействие с этой сферой связано с получением медицинских сведений для признания гражданина нуждающимся в тех или иных услугах, а также содействием в получении гражданином реабилитационных и оздоровительных услуг.
  2. Образование. Взаимодействие связано с необходимостью совместного участия в профилактических мероприятиях, оказании педагогических услуг, в комплексной работе по преодолению социального неблагополучия семей с детьми.
  3. Культура. Взаимодействие по вопросам организации культурно-массовых мероприятий, повышения доступности культурных благ для социально-уязвимых категорий граждан.
  4. Правоохранительная сфера. Взаимодействие по вопросам профилактики насилия в семье и противоправного поведения несовершеннолетних.
  5. С Фондом пенсионного и социального страхования межведомственное взаимодействие преимущественно связано с установлением малообеспеченности, учетом доходов граждан, перечислением различных выплат.

Для согласованной работы участников межведомственного взаимодействия в Москве работает Координационный центр по межведомственным проектам Департамента труда и социальной защиты населения. Он координирует взаимодействие подведомственных Департаменту учреждений, других органов исполнительной власти города и организаций, участвующих в реализации смежных проектов.

Важнейший принцип межведомственного взаимодействия в социальной сфере — проактивность. Органы социальной защиты могут сами выявлять нуждающихся граждан, а не ждать их непосредственного обращения. Это возможно, например, благодаря получению информации из медицинских организаций, патронажных служб, информационных баз. В последнее время проактивность становится одним из ведущих принципов работы системы социальной защиты населения, так как многие граждане не всегда знают о положенных им услугах, не всегда обращаются за ними.

Существует несколько форм межведомственного взаимодействия:
  • Обмен
    Обмен документами и информацией, которые помогут признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, предоставлении социальных услуг, социального сопровождения.
  • Содействие
    Содействие по вопросам в процессе признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, предоставлении социальных услуг, социального сопровождения.
  • Координация
    Создание координационных и совещательных органов, рабочих групп для согласованного признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, предоставлении социальных услуг, социального сопровождения.

Межведомственное взаимодействие происходит в несколько этапов. Рассмотрим каждый из них:

1
Определение круга участников межведомственного взаимодействия
2
Определение последовательности действий при возникновении различных ситуаций
3
Определение порядка информирования участников межведомственного взаимодействия
4
Определение обязательств по межведомственному взаимодействию, особенно при наличии межведомственных управления и финансирования
5
Определение мер ответственности за нарушение обязательств по межведомственному взаимодействию
Среди наиболее ярких примеров межведомственного взаимодействия в Москве — работа социальных координаторов в столичных больницах, проведение мероприятий «Московского долголетия», работа по профориентации и летней занятости подростков в рамках проекта «Лето моей карьеры», реализация проекта «Добрый автобус» и многие другие.
Во всех случаях межведомственное взаимодействие выстраивается в чёткий механизм с распределением ответственности, зон влияния, определенными сроками выполнения задач. При этом важно помнить, что при межведомственном взаимодействии важно не перекладывать ответственность на партнерское ведомство или организацию, а уметь вовремя реагировать на возникающие трудности, конструктивно и согласованно решать текущие проблемы.