Центром совместно с Фондом было изучено множество стандартизированных (с доказанной валидностью) методик, используемых за рубежом для оценки способности к независимому проживанию лиц, страдающих психическими расстройствами и интеллектуальными нарушениями. В большинстве своем такие методики выделяют «базовую повседневную активность», направленную на самообслуживание, «инструментальную повседневную активность», то есть более сложные виды деятельности, необходимые для независимого функционирования в обществе, а также, в некоторых случаях, активность, направленную на ведение домашнего хозяйства. Однако рассмотренные методики не в полной мере отвечали задачам проекта. Необходима была методика, позволяющая оценивать в динамике не только способность воспитанника осуществлять какой-либо из видов повседневной деятельности, но и способность осуществлять отдельные компоненты этой деятельности, и учитывать степень самостоятельности воспитанника при осуществления этой деятельности или ее компонентов.
В результате подготовительной работы Центра и Фонда за основу была принята «Шкала независимого проживания» (Independent Living Scale), разработанная Калифорнийским центром реабилитации больных органическими поражениями головного мозга. Шкала была адаптирована под целевую группу – сироты с выраженной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающиеся в организации – и конкретные условия тренировочной квартиры. Из опыта работы Фонда по созданию тренировочных квартир для сирот с нормативным развитием было доподлинно известно, что в условиях интернатного проживания, затрудняется овладение такими банальными, казалось бы, навыками как включение и выключение света в помещениях, сервировка стола, стук в дверь перед входом в комнату, запирание двери в комнату, открывание штор, проветривание помещения – данные действия либо не реализуются в связи с совместным групповым проживанием и отсутствием приватности, либо осуществляются обслуживающим персоналом. Оценка таких навыков была добавлена в соответствующие субшкалы оригинальной шкалы при адаптации. Была добавлена субшкала «бытовые дела и использование бытовой техники» для оценки отдельных компонентов навыков использования бытовых приборов, и субшкалы для оценки коммуникативных навыков воспитанников и навыков самоорганизации (для данных целей также был разработан соответствующий дидактический материал).
Оценка каждого действия идет по шкале от 0 до 6 баллов в зависимости от объема помощи:
0 - поддержка не нужна;
1 - минимальная словесная поддержка или поддержка жестом;
2 - нерегулярная (время от времени) словесная поддержка или поддержка жестом;
3 - минимальная физическая;
4 - нерегулярная (время от времени) физическая поддержка;
5 - направляемое выполнение (с подробными инструкциями выполнение);
6 - неспособность к выполнению или командная.
Оценочный лист воспитателя призван выявить состояние культурно-гигиенических умений и навыков (например, мытье рук, умение есть вилкой, складывание одежды и т.п.), социально-значимых умений и навыков (например, мытье посуды, умение пылесосить, помощь педагогу в подготовке к занятию и т.п.), социального включения ребенка (участие в занятиях, получение им школьного или дополнительного образования, оценивается включен/не включен).
Кроме того, существует оценочный лист логопеда, направленный на выяснение коммуникативных умений и навыков конкретного ребёнка, особенности его вербального и невербального общения, и оценочный лист учителя-дефектолога, позволяющий выявить предпосылки к различным видам деятельности, а также двигательно-моторные возможности ребёнка.
Помимо оценки, проводимой специалистами, детям предоставляется также ежедневная возможность оценить свой день, а по окончании смены проживания в АдаптСтудии – всю смену. Ежедневная оценка проводится при помощи тех же карточек на экране оценки дня – ребята смайликами отмечают общее впечатление о прошедшем дне. Оценка по окончании смены проводится в виде беседы с демонстрацией ребенку фотографий, на которых он занят той или иной активностью. Такая оценка позволяет определить, насколько ребенок воспринял полученный во время проживания в АдаптСтудии опыт, а также выявить предпочтения ребенка в сфере хозяйственно-бытовых дел.
Полная оценка по всем параметрам шкалы, а также оценка логопедом и дефектологом проводятся до начала проживания воспитанника в АдаптСтудии, что позволяет определить начальный уровень навыков и построить индивидуальный маршрут учебно-тренировочного проживания с конкретными задачами для воспитанника. Далее на ежедневной основе педагогом сопровождения осуществляется контроль за выполнением задач индивидуального маршрута. По окончании периода проживания снова проводится полная оценка навыков воспитанника, а также оценка логопедом и дефектологом. Результаты рассматриваются на ежемесячном консилиуме и помогают скорректировать задачи индивидуального маршрута.
Кроме того, с меньшей периодичностью обязательно проводится оценка сторонними наблюдателями, то есть специалистами Центра и Фонда, не работающими постоянно с воспитанниками, проживающими в АдаптСтудии. Такая «внешняя» оценка позволяет отметить не только динамику развития навыков у воспитанников, но и оценить действия персонала АдаптСтудии.