Практика сопровождаемого взросления
«Модель учебно-тренировочной квартиры для воспитанников
ЦССВ с выраженной интеллектуальной недостаточностью»

ЦССВ Вера. Надежда. Любовь
Кейс 1
Оглавление
1. Краткая информация о проекте

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов
«Семь-Я» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
реализует программу социально-бытовой ориентировки в учебно-тренировочной квартире – посменное проживание воспитанников с выраженной интеллектуально недостаточностью в учебно-тренировочной квартире для получения навыков социально-бытового ориентирования и адаптации навыков в новых условиях пребывания.
В центрах содействия семейному воспитанию г. Москвы воспитывается около 2,5 тыс. детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
2. Постановка проблемы
Описание ситуации


Не секрет, что после выпуска из учреждения социальной защиты для детей воспитанники с наибольшей вероятностью попадают в психоневрологический интернат для взрослых (далее - ПНИ). Фактором, определяющим качество жизни в ПНИ, является уровень самостоятельности воспитанника, допускающий проживание не в отделении милосердия, а в отделении общего типа, и, в зависимости от возможностей ПНИ, максимально индивидуализированно.

Зачастую смена учреждения как стрессовый фактор негативно влияет на состояние воспитанников. Уже в преддверии перехода во взрослое учреждение у старших воспитанников возникают тревожные состояния из-за недостатка полноценного и адекватного реальности представления о жизни в ПНИ. Отмечались случаи, когда воспитаннику детского учреждения, имевшему достаточно развитые социально-бытовые навыки, спустя пару месяцев после поступления в учреждение для взрослых, требовались ношение памперса, кормление и другая помощь персонала учреждения. При этом наблюдались проявления признаков личностной деградации, вплоть до пропадания речи у ранее говоривших воспитанников.


«[о посещении психо-неврологического интерната] ...И вот я вижу мальчика, молодой совсем, ему плохо, он ищет себе пустой угол, место у стенки, ему надо куда-то приткнуться, но он не может, потому что ему надо втиснуться между двумя другими, а у него нет сил на контакт. Он слоняется по комнате, весь скособоченный, как будто у него сильная форма ДЦП. От меня сразу шарахается, я начинаю его гладить по руке, и он меня куда-то ведет. Заходим в крошечную комнатку — видимо, там бывают какие-то занятия, — и он садится в угол на стульчик. Там тихо, а ему хочется тишины.

Мальчик полгода назад туда попал. У него стоит диагноз — эпилепсия. Никакого ДЦП у него нет. Он скрючился, потому что пытается защититься от шума, от чужих людей, пытается хоть как-то себя сохранить. Полгода назад он еще разговаривал, ходил, полностью обслуживал себя. За полгода он перестал разговаривать, ходить в туалет, потерял навыки самообслуживания.

И на этом фоне я вижу — две девчонки с синдромом Дауна, они еще бегают, разговаривают, рисуют, платья мне показывают. «Но через полгода они перестанут ходить, говорить, общаться, — говорю я директору. — Что же вы делаете?»
Ксения Алферова

Из интервью актрисы и учредителя благотворительного фонда «Я есть!» Ксении Алферовой газете Коммерсантъ, 19.01.2019
Социально-бытовая ориентировка – это комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Для воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью важно, чтобы каждое действие проходило этапы: планирование действия, корректное выполнение действия, контроль результата.

Задачей учреждения социальной защиты для детей становится не только формирование социально-бытовых навыков, но и тренировка переноса навыков в новые условия.
Рис. 1 Состав воспитанников Центра на 2017-2018 гг.
О ГБУ ЦСПР «Семь-Я»

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я» (ГБУ ЦСПР «Семь-Я») (далее – Центр) - подведомственная организация Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

ГБУ ЦСПР «Семь-Я» (до 2020 года - Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы) создано в 2014 году в процессе объединения трех учреждений социальной защиты населения: ГКУ Детский дом-интернат № 8 для умственно отсталых детей, ГКУ Специализированный дом ребенка № 25 для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики, ГБУ Детский дом № 18. [1]

Деятельность учреждения направлена на реализацию непрерывной системы сопровождения, а именно на сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 лет и их семей, а также молодых инвалидов в возрасте 18+, а именно:

на сопровождение семей, воспитывающих маленьких детей с патологией развития или риском ее возникновения;

на обеспечение условий проживания воспитанников, максимально приближенных к семейным, на формирование и закрепление навыков, позволяющих на доступном уровне решать жизненные задачи;

на организацию учебного сопровождаемого проживания воспитанников учреждения с выраженными интеллектуальными нарушениями и их подготовку к дальнейшему жизнеустройству при максимально возможной самостоятельности, подготовку к элементарной трудовой деятельности. [2]


[1] https://usynovi-moskva.ru/our-centers/vera-nadezhd...
[2] https://dszn.ru/department/subordinate/2112


Центр активно сотрудничает со многими социально-ориентированными государственными и некоммерческими организациями, среди них Автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь», Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», Центр доказательного социального проектирования МГППУ, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, АНО «Эволюция и филантропия», АНО «Федеральный информационный центр молодёжных социальных программ» и др.
Идея проекта

Идея создания «АдаптСтудии» - учебно-тренировочной квартиры для воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью - возникла после знакомства Центра с благотворительным фондом «Расправь крылья!» (далее – Фонд). Фонд на тот момент уже успешно реализовывал практику учебного проживания для детей-сирот с нормативным развитием – создавал учебно-тренировочные квартиры для воспитанников детских домов, которые в большинстве своем плохо адаптированы к самостоятельной жизни, ожидающей их по наступлении совершеннолетия. Было решено объединить компетенции Центра в области работы с детьми с особенностями развития с компетенциями Фонда в практике реализации проектов создания квартир. При подготовке к проекту специалистами Центра и Фонда изучался опыт Владимирской областной общественной организации «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет», Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области и других организаций, развивающих практики сопровождаемого проживания.

Цели и задачи проекта
  • Цель
    создание особой образовательной среды для подготовки к выходу из организации, возможность смены условий для тренировки переноса навыков.
  • Задачи
    - Создать на территории Центра в помещении, обустроенном по типу квартиры, условия для тренировки навыков социально-бытовой ориентировки: выделить личное пространство каждого воспитанника, обеспечить наличие бытовой и кухонной техники, разместить визуальные дидактические средства;

    - разработать методику оценки достижений воспитанников, позволяющую отслеживать изменения в краткосрочном и долгосрочном периоде, средства сбора обратной связи и другие средства мониторинга достигнутых результатов;

    - организовать согласованную работу многопрофильной команды специалистов: дефектолога, психолога, логопеда, воспитателей, педагогов дополнительного образования для постановки и решения индивидуальных задач развития воспитанников.

Что такое АдаптСтудия
Как выглядит курс проживания в АдаптСтудии: 4 воспитанника в возрасте от 9 до 18 лет на 3 недели переселяются из помещений группового проживания в учебно-тренировочную квартиру. В квартире постоянно находится педагог сопровождения/воспитатель. Квартира состоит из прихожей, санузла, кухни и двух спален. Кухня оборудована холодильником, мультиваркой, электрическим чайником. В квартире есть средства для уборки (пылесос и т.п.), стиральная машина, утюг. Квартира оборудована визуальными и текстовыми дидактическими средствами, описывающими действия воспитанников в той или иной ситуации, имеются инструкции ко всем предметам быта и решаемым с их помощью задачам. Для воспитанников формируется расписание, с учетом их ежедневных занятий (учеба, медицинские процедуры, групповые и индивидуальные занятия). Каждый ребенок задействован в ежедневном «групповом» социально-бытовом ориентировании: распределены хозяйственные обязанности – уборка квартиры, приготовление пищи (приготовление пищи осуществляется периодически, так как основное питание предоставляется столовой согласно правилам учреждения), сервировка стола, мытье посуды и т.п. Выбор способа проведения свободного времени отдается на откуп самим воспитанникам.

Немаловажную роль для успешной социализации играют и такие активности как прием гостей из числа воспитанников Центра, не проживающих в АдаптСтудии в настоящее время, и мероприятия за пределами Центра – походы на культурно-массовые и спортивные мероприятия, покупка товаров в магазине, аптеке.

Курсы проживания в АдаптСтудии чередуются с периодами проживания в группе постоянного пребывания также с исполнением задач индивидуального маршрута. Стандартная практика состоит из трех курсов проживания в АдаптСтудии и, соответственно, 2 промежуточных этапов.

«В квартире дети живут нормальной жизнью, как у всех, — рассказывает директор Центра Ирина Шпитальская. — Ходят в школу и магазины, гуляют в парке, выполняют домашние поручения. Мы их учим организовывать свой день. Это очень полезно и для интеллектуального развития, и для того, чтобы потом было легче приспосабливаться к жизни. Чем больше навыков появится у наших детей в самообслуживании, в быту, в коммуникации, тем лучше они будут защищены во взрослой жизни.» [3]

[3] https://takiedela.ru/2018/05/adaptiruy-menya/ «Адаптируй меня»
Текст: Полина Сурнина


— Ирина Шпитальская
Подготовка и реализация проекта

Еще на этапе подготовки, в 2017 году, проект стал одним из победителей конкурса субсидий Комитета общественных связей г. Москвы, получив на организацию «АдаптСтудии» чуть менее 2 млн. рублей.

В процессе подготовки к реализации проекта необходимо было осуществить следующие мероприятия: подготовка помещения; подготовка персонала; отбор участников; разработка дидактического материала; разработка шкалы оценки индивидуальных достижений.
Техническая реализация

Первая АдаптСтудия появилась в одной из локаций Центра по адресу ул. Лебедянская, 26к3. Для проекта было выбрано помещение бывшего изолятора с уже подведенными коммуникациями, что позволило без значительных затрат и перепланировок организовать пространство, уместив в нем стандартные для квартиры функциональные части – коридор, кухню, санузел, две спальни. Решение о перераспределении функциональности помещений принималось директором Центра с учетом наличия изоляторов на двух других территориях Центра. (Позднее, при открытии второй АдаптСтудии был применен тот же подход – функции изолятора были оставлены только у помещения на одной из территорий Центра). Учитывая, что АдаптСтудия не является отдельным зданием или строением, и в помещении не производилось существенных перепланировок, каких-либо согласований с органами власти г. Москвы создание АдаптСтудии не потребовало.

Помещение было меблировано из расчета проживания 4 человек и оснащено стандартной бытовой техникой: стиральная машина, утюг, электрический чайник, холодильник, мультиварка. Для технической реализации использовались средства спонсоров – частных лиц из числа постоянно оказывающих поддержку Центру.
Психолого-педагогическая реализация

Условием для успешной реализации подобного проекта является корректная подготовка персонала для работы в проекте. Опыт работы с детьми с ненормативным развитием говорит необходимости использования определенных особенностей при взаимодействии с ребенком: говорить с ребенком, убедившись, что он готов слушать и видит ваше лицо и глаза; делать паузы, давая ребенку возможность действовать самому; дожидаться ответа и т.п.

Одновременно, задачи проекта, в том числе отработка навыка самостоятельности, требуют применения таких методов как:

  • использование косвенных (скрытых) подсказок - «Ты ничего не забыл?», «Все сделал?», «Ты готов?», «Посмотри в зеркало» - и только после этого, при необходимости, переход к прямым указаниям «Выключи свет», «Помой руки» и т.п.;
  • предоставление выбора, будь то бытовой труд – пропылесосить или погладить одежду, досуг – порисовать или послушать музыку, перекус – печенье или фрукт, выбор одежды на завтра и т.п.;
  • спрашивать ребенка, что он хочет; отмечать проявления «я хочу/я не хочу» и реагировать на них, озвучивать «ты хочешь…/ты не хочешь…», помогать «неречевым» детям показать жестом «да», «нет»;
  • если ребенок ответил «нет» на предложение какого-либо действия, не делать с ним то, от чего он отказался (за исключением исполнения обязательных процедур – например, лекарство - нужно сообщить о необходимости и обязательности и похвалить за выполнение, неприятного, но обязательного действия).
Кроме того, детям с ненормативным развитием необходима визуализация действий при помощи знаков (карточек).

К началу проекта были разработаны специальные дидактические материалы: АдаптСтудия снабжена наборами карточек и визуальных инструкций, описывающих, например, режим дня, последовательность действий при умывании, распределение обязанностей по квартире, рецепт приготовления компота и т.п. Карточки, в том числе, используются для развития навыков планирования.
В АдаптСтудии при помощи карточек создается ежедневное визуальное расписание дня. Ребята могут рассказывать преподавателю что они делали сегодня, что будут делать, могут самостоятельно планировать задачи на завтра и распределять обязанности между соседями по квартире.

Для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальный маршрут учебного сопровождаемого проживания с учетом уровня развития, индивидуальным графиком обязательных медицинских мероприятий, групповых занятий и т.п.

Структура маршрута включает в себя следующие разделы:

1) Задачи учебного сопровождаемого проживания и проживания в группе;
2) Список специалистов, включенных в реализацию маршрута;
3) Расписание работы специалистов по решению поставленных задач;
4) График проведения консилиумов;
5) Применение индивидуальных дидактических средств;
6) График проведения диагностики и используемые методики.

В индивидуальном маршруте также выделяются три периода проживания:

  • ориентировочный – в тренировочной квартире находятся воспитанники без опыта проживания в ней;
  • ориентировочно-практический - в тренировочной квартире находятся воспитанники как с опытом проживания в ней, так и без такого опыта;
  • практический – в тренировочной квартире находятся воспитанники только с опытом проживания в ней.


3. Проблема оценки эффективности

Для целей проекта – первоначальной оценки навыков воспитанника, формирования задач на время проживания в АдаптСтудии, тренировки переноса навыков в группу постоянного проживания и оценки эффективности проекта требовался метод диагностики индивидуальных достижений воспитанников.
Центром совместно с Фондом было изучено множество стандартизированных (с доказанной валидностью) методик, используемых за рубежом для оценки способности к независимому проживанию лиц, страдающих психическими расстройствами и интеллектуальными нарушениями. В большинстве своем такие методики выделяют «базовую повседневную активность», направленную на самообслуживание, «инструментальную повседневную активность», то есть более сложные виды деятельности, необходимые для независимого функционирования в обществе, а также, в некоторых случаях, активность, направленную на ведение домашнего хозяйства. Однако рассмотренные методики не в полной мере отвечали задачам проекта. Необходима была методика, позволяющая оценивать в динамике не только способность воспитанника осуществлять какой-либо из видов повседневной деятельности, но и способность осуществлять отдельные компоненты этой деятельности, и учитывать степень самостоятельности воспитанника при осуществления этой деятельности или ее компонентов.

В результате подготовительной работы Центра и Фонда за основу была принята «Шкала независимого проживания» (Independent Living Scale), разработанная Калифорнийским центром реабилитации больных органическими поражениями головного мозга. Шкала была адаптирована под целевую группу – сироты с выраженной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающиеся в организации – и конкретные условия тренировочной квартиры. Из опыта работы Фонда по созданию тренировочных квартир для сирот с нормативным развитием было доподлинно известно, что в условиях интернатного проживания, затрудняется овладение такими банальными, казалось бы, навыками как включение и выключение света в помещениях, сервировка стола, стук в дверь перед входом в комнату, запирание двери в комнату, открывание штор, проветривание помещения – данные действия либо не реализуются в связи с совместным групповым проживанием и отсутствием приватности, либо осуществляются обслуживающим персоналом. Оценка таких навыков была добавлена в соответствующие субшкалы оригинальной шкалы при адаптации. Была добавлена субшкала «бытовые дела и использование бытовой техники» для оценки отдельных компонентов навыков использования бытовых приборов, и субшкалы для оценки коммуникативных навыков воспитанников и навыков самоорганизации (для данных целей также был разработан соответствующий дидактический материал).

Оценка каждого действия идет по шкале от 0 до 6 баллов в зависимости от объема помощи:
0 - поддержка не нужна;
1 - минимальная словесная поддержка или поддержка жестом;
2 - нерегулярная (время от времени) словесная поддержка или поддержка жестом;
3 - минимальная физическая;
4 - нерегулярная (время от времени) физическая поддержка;
5 - направляемое выполнение (с подробными инструкциями выполнение);
6 - неспособность к выполнению или командная.

Оценочный лист воспитателя призван выявить состояние культурно-гигиенических умений и навыков (например, мытье рук, умение есть вилкой, складывание одежды и т.п.), социально-значимых умений и навыков (например, мытье посуды, умение пылесосить, помощь педагогу в подготовке к занятию и т.п.), социального включения ребенка (участие в занятиях, получение им школьного или дополнительного образования, оценивается включен/не включен).

Кроме того, существует оценочный лист логопеда, направленный на выяснение коммуникативных умений и навыков конкретного ребёнка, особенности его вербального и невербального общения, и оценочный лист учителя-дефектолога, позволяющий выявить предпосылки к различным видам деятельности, а также двигательно-моторные возможности ребёнка.

Помимо оценки, проводимой специалистами, детям предоставляется также ежедневная возможность оценить свой день, а по окончании смены проживания в АдаптСтудии – всю смену. Ежедневная оценка проводится при помощи тех же карточек на экране оценки дня – ребята смайликами отмечают общее впечатление о прошедшем дне. Оценка по окончании смены проводится в виде беседы с демонстрацией ребенку фотографий, на которых он занят той или иной активностью. Такая оценка позволяет определить, насколько ребенок воспринял полученный во время проживания в АдаптСтудии опыт, а также выявить предпочтения ребенка в сфере хозяйственно-бытовых дел.

Полная оценка по всем параметрам шкалы, а также оценка логопедом и дефектологом проводятся до начала проживания воспитанника в АдаптСтудии, что позволяет определить начальный уровень навыков и построить индивидуальный маршрут учебно-тренировочного проживания с конкретными задачами для воспитанника. Далее на ежедневной основе педагогом сопровождения осуществляется контроль за выполнением задач индивидуального маршрута. По окончании периода проживания снова проводится полная оценка навыков воспитанника, а также оценка логопедом и дефектологом. Результаты рассматриваются на ежемесячном консилиуме и помогают скорректировать задачи индивидуального маршрута.

Кроме того, с меньшей периодичностью обязательно проводится оценка сторонними наблюдателями, то есть специалистами Центра и Фонда, не работающими постоянно с воспитанниками, проживающими в АдаптСтудии. Такая «внешняя» оценка позволяет отметить не только динамику развития навыков у воспитанников, но и оценить действия персонала АдаптСтудии.

4. Проблема адаптации персонала

Как отмечалось ранее, задача персонала, работающего в АдаптСтудии - перестроиться с модели ограничительной заботы, сдерживающей проявление самостоятельности воспитанников, на модель развивающего ухода, напротив, направленной на развитие собственной активности воспитанника, его коммуникативных способностей и навыков самообслуживания, с целью сокращения помощи со стороны персонала учреждения и повышения качества жизни.
Каждый взрослый в проекте должен постоянно ограничивать подсознательное желание помочь ребенку, упростить или ускорить тот или иной процесс.

Для самостоятельного контроля воспитателям предлагалось посмотреть снятые в течение дня видеоролики, демонстрирующие взаимодействие воспитателя и ребенка. Каждый педагог отмечал в своих действиях избыточную помощь, которую неосознанно, «на автомате» оказывал ребенку.

Персоналу было предложено использование правила «вытянутой руки»: при общении с ребенком необходимо находиться от него на расстоянии чуть большем, чем расстояние вытянутой руки – таким образом, для помощи ребенку воспитателю потребуется не протянуть руку, а сделать шаг в сторону ребенка, что потребует чуть больше усилий и буквально задействует большее количество мышц, а, соответственно, и времени, за счет чего первый импульс к помощи может быть погашен сознательно.

Нужно отметить, что адаптация персонала – сложный, длительный процесс, в большей степени психологическая работа над собой. В сегодняшнем мире «замедление» взрослого человека до уровня ребенка с интеллектуальной недостаточностью не всегда достижимо, а выработка самостоятельности у таких детей требует в основном времени и внимания. К сожалению, в ходе реализации проекта не обошлось и без расставания с сотрудниками, которые не смогли адаптироваться к задачам проекта.


5. Проблема промежуточных периодов

Тренировка переноса навыков в среду, отличную от условий тренировочной квартиры, требует участия персонала групп постоянного пребывания. Индивидуальный маршрут учебного сопровождаемого проживания воспитанника содержит задачи для всех этапов проживания – ориентировочного, ориентировочно-практического, практического проживания, а также для промежуточных периодов проживания в группе.
Таким образом персонал группы постоянного пребывания также обязан соблюдать соответствующие правила в отношении детей, имеющих назначения в индивидуальном маршруте. Однако, к разочарованию авторов проекта, первые жители АдаптСтудии не получили соответствующей поддержки от персонала в промежуточный период, и навыки, полученные на ориентировочном этапе, не были успешно закреплены ни к ориентировочно-практическому, ни к практическому этапам проживания. И здесь были выявлены проблемы как вышеописанные – неадаптированность персонала к задачам, так и ранее не просчитанные – риски работы со смешанной группой детей, требующих разного уровня поддержки.

Решить проблему промежуточного этапа помогла корректировка методологии поведения воспитателя и оценочной шкалы. Приведем пример.

Группа постоянного пребывания должна идти на прогулку согласно ежедневному расписанию. Обычно воспитатель оповещает ребят о необходимости подготовки к прогулке. При этом один ребенок из группы находится на «промежуточном этапе», и по заданию индивидуального маршрута должен самостоятельно свериться с расписанием дня и начать собираться в определенное время. Воспитатель не может сделать прямое указание всей группе, так как нарушит исполнение задачи индивидуального маршрута одного ребенка.

Методологами проекта было предложено введение косвенных подсказок или безличных подсказок группе, которые фактически предназначены одному ребенку. Учет таких подсказок был введен и в оценочную шкалу в виде оценки 0,5.

Также проблемной в промежуточном периоде стала неадаптированность среды группы постоянного проживания. При создании АдаптСтудии учитывались такие, казалось бы, мелочи как расположение выключателей в помещениях, чтобы воспитанники могли самостоятельно включать/выключать свет, что входит в список их задач, согласно индивидуальному маршруту. Ребенок в промежуточном этапе был готов выполнить это действие, однако не мог дотянуться до выключателя. Решением стал, соответственно, мелкий ремонт, приводящий среду группы постоянного пребывания в соответствие задачам проекта.

6. Проблемы работы с контингентом
Нужно отметить, что помимо проблем, решение которых полностью зависело от команды проекта, для чего могли быть определены задачи и временные рамки, в проекте возникали сложности, связанные с состоянием самих воспитанников учреждения.
Например, создатели проекта очень быстро сделали неожиданное открытие: многие воспитанники бывшего детского дома не знают значения слова «выбор». Ребенок буквально не понимает, что от него хочет добиться преподаватель, показывающий две картинки и предлагающий сделать «выбор», ведь раньше ему просто говорили «сейчас мы будем рисовать» или «сейчас мы будем слушать музыку».

У некоторых ребят, проживавших в АдаптСтудии, отсутствовала речь как средство коммуникации, для других сложность представляла идентификация себя на фото - и та, и другая особенности шли вразрез с запланированной методикой обучения воспитанников АдаптСтудии и требовали выработки новых подходов к взаимодействию с детьми.

При этом в ходе разработки этих новых психолого-педагогических методов, формировалось и понимание такой задачи АдаптСтудии, как выявление какого-то, индивидуального для каждого ребенка, непроработанного навыка/действия, препятствующего дальнейшему развитию и обучению, и преодоление этого барьера.

7. Результаты проекта
По результатам первого года работы АдаптСтудии получены следующие данные:
  • 1
    27 воспитанников получили опыт проживания в тренировочной квартире (в период с декабря 2017 по ноябрь 2018 г., далее применяется в постоянной практике Центра);
  • 2
    изготовлено более 100 обучающих и оценочных средств;
  • 3
    подготовлен 21 обучающий видеоролик;
  • 4
    разработаны и размещены в открытом доступе методические рекомендации для специалистов.
Рис. 2 Результаты проекта
В ходе реализации проекта оформилась логическая модель проекта, связывающая практические этапы проекта с его результатами, текущими и будущими.
Рис.3 Схема реализации проекта
Наряду с успехами воспитанников в отработке навыков социально-бытового ориентирования, важнейшим достижением проекта можно считать разработку психолого-педагогических приемов и материалов, вышедших за пределы учебной квартиры:

- для каждого воспитанника Центра сегодня ведется электронный журнал наблюдений, включающий ежедневную оценку и более продолжительные циклы оценки изменений;

- в каждой группе используются дидактические пособия, разработанные для АдаптСтудии - «Интерактивный календарь», «Расписание дня», «Оценка дня» и т.п.

Учитывая рост интереса в социальной сфере к практикам сопровождаемого проживания, проект получил развитие в виде проекта «ТерриторияРоста» - нового формата подготовки к дальнейшему жизнеустройству воспитанников, группы сопровождаемого взросления с постоянным проживанием в учебно-тренировочной квартире, и проекта «ТерриторияРоста.РФ» - программы подготовки специалистов социальной сферы к внедрению в учреждениях технологий, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность ребенка на всех этапах выполнения повседневных действий.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. - Приложение 1. Тренировочная квартира для воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью: Методическое пособие / Бобылева И.А., Григорьева Е.С., Заводилкина О.В. и др. – М., БФ «Расправь крылья!» и ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2019. – 92 с.

2. Приложение 2. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Русаковская ОА. Тренировочная квартира как формирующая среда для детей-сирот с ОВЗ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 3. С. 60-74. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-3-60-74
Download
Ознакомиться с дополнительными
материалами к кейсу
Download